В Институте отраслевого менеджмента преподают настоящие практики – с богатой биографией и большим жизненным опытом. Поговорили с преподавателем программы «Психология управления. Интенсив», прошедшим профессиональный путь от дознавателя до руководителя проектов корпоративного развития. Алексей Борисович Гребенников рассказал, как занятия психологией меняют жизнь к лучшему, как отличить настоящего эксперта от шарлатана и каких подходы используются в практической психологии.

— Алексей Борисович, скажите, пожалуйста, в какой момент вы поняли, что хотите связать свою жизнь с психологией?
— В психологию меня тянуло с самого детства. На втором курсе института (тогда я получал свое первое, инженерное образование) даже всерьез думал о переводе в университет на факультет психологии. Удержала привычка заканчивать начатое. Одновременно с получением технического образования читал доступную мне литературу, начиная от учебников по общей психологии до психологии мотивации, невербального поведения и т.д.
Переход в психологию как профессию состоялся уже на службе в МВД. Во время получения второго высшего (юридического) я просто закидывал вопросами нашего преподавателя психологии, и — совершенно неожиданно для меня — она предложила перейти работать психологом в Белгородский юридический институт МВД России. Здесь в течение 15 лет и складывалась моя психологическая карьера, от психолога до преподавателя, а затем и заместителя начальника кафедры психологии и педагогики. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию по юридической психологии.
После окончания службы связь с психологией не только не разорвалась, но и усилилась. Полученные знания, навыки я внедрял уже в свою управленческую деятельность в крупных коммерческих компаниях.
— Ваш опыт работы в МВД как-то помогает в обучении «штатских» менеджеров сейчас?
— Опыт работы в МВД помогает совершенно точно, как, впрочем, и опыт работы в коммерческих компаниях. Например, когда привожу примеры из своего профессионального опыта. Это всегда вызывает интерес и доверие со стороны слушателей. Главное не врать, а говорить правду.
— Вы защитили кандидатскую по юридической психологии, работали руководителем направления обучения и развития персонала, проходили обучение в Институте коучинга, преподавали нейрографику... а что вы считаете своим коньком? И какая школа психологии вам ближе?
— Своим коньком я считаю тему жизненного и профессионального пути человека. Это является объектом изучения на протяжении более 20 лет. Как сделать так, чтобы человек состоялся, раскрыл свой потенциал полностью в профессии, в отношениях, семье?
Мне ближе всего психологическая антропологогия, психология развития, акмеология как наука о достижении вершин профессионализма и личностной зрелости человека.
А инструменты, техники подходы беру из различных психологических школ. Например, психосемантика — замечательный инструмент изучения уникальной картины мира, смыслов и ценностей человека или команды проекта. А одна из арт-терапевтических методик, нейрографика, является прекрасным практическим инструментом, позволяющим быстро трансформировать негативные эмоции в положительные.
— Кто ваши слушатели на программе «Психология управления. Интенсив»? С какими запросами они приходят?
— Наших слушателей отличает большой жизненный и профессиональный опыт. Среди них есть действующие руководители или люди, имевшие управленческий опыт в прошлом. Часть слушателей совсем не имеют управленческого опыта, но ожидают повышения и хотят на нашем курсе подготовить себя к этой деятельности заблаговременно.
Многие слушатели хотят получить инструменты, техники, технологии управления, изменить себя как руководителя. Например, стать более жесткими, требовательными, научиться организовывать деятельность подчиненных, научить их брать ответственность за результаты. Другие хотят понять причины отсутствия правильного управления, разрешить кадровый вопрос, научиться набирать правильный персонал. Кто-то планирует сменить сферу деятельности и ему нужно понять, куда двигаться дальше.
— Есть среди ваших слушателей люди, которые хотят стать практикующими психологами?
— Да, такие люди есть. Есть те, кто уже проходит обучение на психолога, — это одна из самых мотивированных категорий участников. Есть те, кто только думает в этом направлении. Для меня удивительно, что практически на каждом потоке есть психологи с хорошим университетским образованием, иногда и с многолетним опытом работы. Эта категория приходит за дополнительной квалификацией в сфере управленческой психологии.
— Были ли у вас случаи, когда благодаря занятиям психологией удавалось найти решение какой-то проблемы, повернуть жизнь к лучшему? Лично у вас или у ваших слушателей?
— Да, таких случаев много. Что касается меня, то во время работы в корпоративном университете в крупной коммерческой компании, мне как руководителю, приходилось регулярно разрешать конфликты, коммуницировать с очень разными людьми. В этом очень помогало умение диагностировать эмоциональное состояние другого человека, группы, сонастраиваться и совместно находить решение поставленных задач. Эти же навыки очень нужны и в моей преподавательской деятельности.
Если говорить о нашем курсе, то, например, одна из слушательниц во время изучения темы «Психология мотивации» применила одну из схем (12-факторная модель), адаптировала ее и после этого провела комплексный аудит персонала, а затем внесла изменения в системе KPI. Это позволило заказчику (собственнику небольшой компании в сфере продажи продуктов питания) оптимизировать команду и повысить прибыль. Еще пример. После каждого занятия у нас есть домашние задания, и слушатели часто пишут, что им удалось применить. Например, одна из участниц после изучения техники активного слушания улучшила отношения с мамой, другая — со своей дочерью. Таким примеров много.
— Сейчас в интернете огромное количество курсов по психологии, тренингов личностного роста, марафонов типа «Стань счастливым за 5 дней». Как вы к ним относитесь и как отличить настоящего психолога от психолога-шарлатана?
— Да, действительно таких курсов огромное количество, и я отношусь к ним как информационному шуму. Я могу рассказать про свои критерии оценки. Они простые. Для начала я 3-5 минут смотрю, вслушиваюсь, вглядываюсь в человека, в то, что и как он говорит. Желательно вживую (оффлайн), но можно и по видео. Сначала мне важно получить отклик на уровне глубинного знания, интуиции, оценить уровень искренности, интеллигентности, профессионализма. После этого я изучаю опыт, образование, книги, статьи, посты. Например, если есть грамматические ошибки, несоответствия, нарушения логики, то для меня это подсказка быть внимательнее.
Если в курсе присутствуют элементы шарлатанства, дилетантизма в любой форме (в том числе и элементов магического мышления), то точно нужно бежать.
— К чему надо быть готовым, если собираешься идти учиться на «Психологию управления. Интенсив»? Как сделать так, чтобы обучение стало максимально полезным?
— Нужно быть готовым активно трудиться, ведь обучение — это очень трудоемкое занятие. У нас действительно интенсив, два-три раза в неделю проходят занятия по 3,5 часа, а еще есть домашние задания. Мы проводим мозговые штурмы, совместные разборы управленческих кейсов, деловые игры. Весь курс построен в формате практикума, с максимальным вовлечением слушателей в процесс обучения.
Для того, чтобы обучение было максимально полезным, нужно применять полученные знания в практику. Мы этим и занимаемся, в каждом домашнем задании есть такой пункт — как вы внедрили в жизнь, в практику то, что мы уже изучили?
Моя задача как преподавателя создавать такие форматы, когда слушатель максимально погружен в обучение, думает, как применить теорию к решению своих задач. Ведь настоящее обучение должно быть интересным и полезным, я убежден в этом. Многие слушатели после окончания говорят, что чувствуют нехватку этой трудной, но захватывающей атмосферы.