Попробуй ИОМ

Чему учат на программе ИОМ «Менеджмент недвижимости»


Самое неизведанное для старшеклассников направление бакалавриата ИОМ – «Менеджмент недвижимости». Директор программы Анастасия Игоревна Колотвинова рассказала нам, чем управление недвижимостью отличается от риэлторской деятельности и почему ее студенты одновременно колонизаторы, бизнесмены и творцы.


К сожалению, про нашу профессию мало кто знает. Все думают, что управление недвижимостью – это риэлтерство. Но на самом деле это не так. На программе мы, разумеется, рассказываем про продажу и аренду, но это только один из аспектов управления недвижимостью.

Задача управляющего недвижимостью и девелопера – сделать реконцепцию существующего неэффективного объекта недвижимости или создать с нуля новый объект, придумать его позиционирование, решить, где он будет расположен, кто и как будет его строить, как им будут управлять, кто должен быть арендаторами и так далее. Поэтому девелопер и управляющий контролирует все процессы - от создания концепции до управления готовым объектом.  

***

В 2004 году на нашей кафедре был создан курс MBA, где мы учили управляющих недвижимостью. Курс оказался очень успешным, и наши слушатели – а это топ-менеджеры крупнейших российских компаний рынка недвижимости - предложили создать программу первого высшего образования. Так как им очень нужны квалифицированные кадры, они готовы были сами делиться опытом, проводить мастер-классы, читать лекции.

Мы разработали программу бакалавриата, целиком построенную на требованиях рынка. При подготовке учебного плана и программ дисциплин, мы учитывали мнение руководителей ведущих строительных, девелоперских и консалтинговых компаний – потенциальных работодателей наших выпускников. В итоге, на третьем курсе наши студенты становятся полноценными младшими специалистами, готовыми работать у наших партнеров.

***

С самого начала учебы наши первокурсники в рамках цикла занятий «Введение в профессию» начинают знакомиться с различными объектами недвижимости, выезжают с преподавателем на объекты, изучают проекты, общаются с управляющими, девелоперами, оценщиками и т.д.

Ребята своими глазами видят, с какими задачами сталкиваются их потенциальные коллеги и руководители, как они принимают решения. Им становится понятно, кем конкретно они хотят стать, чем заниматься. А на практике, которая начинается с первого курса, они уже выбирают проекты, в которых хотят участвовать, и компании, где хотят работать.

Студенты смогут сконцентрироваться на управлении арендными отношениями и эксплуатацией здания, а могут активно участвовать в процессе разработки концепции нового объекта с нуля, когда еще нет даже земельного участка, а есть только задумка. Многие наши выпускники становятся аналитиками, консультантами, управляющими, девелоперами и работают в банках, строительных, девелоперских и консалтинговых компаниях.    

***

В этом году мы ввели ряд дисциплин, которые связаны с практическим девелопментом. Например, предметы, которые называются «Анализ рынка недвижимости», «Практический анализ наилучшего использования объектов недвижимости», «Прикладная оценка недвижимости». В нашей профессии первичны аналитические способности и умение развиваться. Поэтому мы хотим, чтобы с самого начала, ребята учились принимать решение о наилучшем использовании объекта недвижимости, основываясь на аналитическом методе, рассуждая и опираясь на первичную документацию. А уже потом, на старших курсах, мы научим их делать сложные экономические модели.

У нас будет обязательный предмет «Строительные конструкции и инженерные системы», потому что нельзя управлять недвижимостью без понимания того, как построено здание, какие технологии востребованы рынком и какие есть перспективы у инженерно-строительной отрасли. Еще у нас есть дисциплина «Устойчивое развитие», где ребятам рассказывают про роль экологии, исторического наследия, эргономике, о социальной ответственности девелопера.

Из этой же серии «Влияние социальных аспектов на развитие рынка недвижимости». Это очень важная тема, потому что изменения в социальной сфере сильно влияют на спрос. Например, в каком-то регионе становится меньше больших семей и перестают быть востребованы отдельные жилые дома. Мы будем анализировать наши и зарубежные кейсы и смотреть, какие тенденции есть на рынке недвижимости и чего ждать в будущем.

***

По сути каждый девелоперский проект – это завоевание кусочка земли, фактически мы выступаем как колонизаторы. Земельный участок – это самый важный актив, и его надо осваивать, причем делать это с умом. И неважно, что это – обработка земли под сельское хозяйство или строительство Москва-Сити.

Обычно думают, что объект недвижимости - это какое-то здание или сооружение, но на самом деле первична земля, а потом уже идет все остальное. Земля – это вечный актив. Здание разрушится, станет немодным, невостребованным, а земля будет всегда.

У нас в России, если ты собственник здания, то у тебя есть право на оформление земли, а на Западе наоборот: если ты не владеешь землей, то у тебя нет права на здания на ней. В России так сложилось, потому что у нас много земли, и законодательство подстроено под здания и сооружения. А это неправильно, и в этом плане нужно преломить мышление будущих поколений.

Поэтому мы ввели предмет «Практический анализ наилучшего использования объектов недвижимости». Студенты еще не умеют обсчитывать проекты, но они уже учатся рассуждать, как будущие девелоперы, анализировать окружение - что это за земли, к каким зонам они относятся, какое использование разрешено законом, какое окружение.

***

Недвижимость всегда создается для чего-то. Здесь все взаимосвязано – бизнес, производство, ситуация в стране. Ты приезжаешь для оценки комплекса заводских зданий и в первую очередь смотришь на состояние производства в целом, ты должен понимать, какие есть трудности, какие перспективы у производства, какая ситуация в экономике региона. А еще могут быть изменения в законодательстве, которые способны перевернуть весь рынок.

На стоимость недвижимости влияет огромное количество факторов. Недостаточно рассматривать только текущую ситуацию, нужно еще уметь предугадать новые тенденции рынка, быть хорошим аналитиком. Должно быть креативное мышление, чтобы найти что-то привлекательное, неожиданное, чтобы объект стал востребованным. Это может быть даже орнамент на балконе или белый рояль, который стоит в центре ресторана, все что угодно. Вот это найти, придумать, вовремя нащупать какие-то направления – это очень важно.

Надо быть очень разносторонним человеком, чтобы все время впитывать новые тенденции и делать выводы. Поэтому у нас есть в учебном плане несколько гуманитарных дисциплин, которые очень важны. Например, история архитектуры. Мы учим смотреть на архитектуру с точки зрения девелопера, как на способ организации пространства и искать взаимосвязи: какие события предшествовали возникновению нового стиля, какие технологии на него повлияли. Параллельно мы даем всемирную историю и культурологию.

Эти три дисциплины позволяют составить общую картину. Что происходило в мире? Что происходило в культуре, в науке? А как люди организовали свое жизненное пространство? Как только появляются новые технологии, сразу меняется что-то в строительстве. Римляне начали использовать бетон, и сразу появились крупные общественные постройки и многоэтажные дома – инсулы. Специалист в сфере недвижимости должен хорошо понимать все эти взаимосвязи.

***

Мы хотим, чтобы наши студенты влюбились в свою профессию. Тогда дома, офисы, торговые центры, производственные знания будут строиться для людей, а не для сиюминутной выгоды. В них захочется жить, работать, ходить за покупками. Я считаю, что если объект делается с мыслью об удобстве, комфорте, красоте, то он будет долго востребован, будет долго приносить доход. Чтобы объект долго успешно функционировал, он должен быть в первую очередь создан с заботой о людях.


Документы на программу бакалавриата «Менеджмент недвижимости» принимаются с 20 июня по 26 июля.
ЕГЭ для поступления: Русский язык, Математика (профиль), Обществознание.
Стоимость обучения по договору: 320 000 руб./ год – очная форма, 220 000 руб. / год – очно-заочная форма.
Количество бюджетных мест: 5.

 

Следующие новости

Дневник Зимней школы ИОМ – 2020. День четвертый

Дневник Зимней школы ИОМ – 2020. День третий