26 июля в Институте отраслевого менеджмента прошла открытая лекция Фёдора Жукова, лектора общества «Знание», руководителя группы SMM в Hate Agency. Эксперт по интернет-маркетингу рассказал слушателям о продвижении бизнеса в социальных сетях и возможностях использования сервисов на базе искусственного интеллекта, таких как ChatGPT и Midjourney.
Фёдор Жуков работает в интернет-маркетинге уже 10 лет — за это время он реализовал больше 100 проектов для самых разных аудиторий. Особое внимание эксперт уделяет передаче накопленного опыта: он преподает в ТомГУ и в Skillbox, выступает с лекциями в Российском обществе «Знание», в Деловой среде Сбер и на других площадках. Как рассказал сам Фёдор Жуков, он занимается этим потому, что ему это искренне интересно:
«В 2015 году я защитил дипломную работу по SMM. И так получилось, что сфера привлекла. Хорошо находить работу, которую ты не воспринимаешь как работу, потому что это твое увлечение».
Много направлений, одна функция
Начав профессионально заниматься социальными сетями в начале 2010-х годов, Фёдор Жуков мог воочию наблюдать быструю трансформацию отрасли. Термин «SMM» (social media marketing) тогда только появился, и функционал онлайн-платформ, на взгляд эксперта, был довольно узким:
«Сам интерфейс был простым, и продвижение [бизнеса в соцсетях] тоже было простым. Всего было буквально пять задач — написать текст, сделать фото или видео, разместить пост, ответить на комментарии, отслеживать активность».
Сейчас, по словам Фёдора Жукова, «всё выглядит немного сложнее». Интерфейс соцсетей изменился, их аудитория кратно увеличилась, а конкуренция между компаниями заметно возросла. В результате каждая из задач продвижения превратилась в самостоятельную сферу. Возникла потребность и в соответствующих специалистах — контент-менеджерах, комьюнити-менеджерах, таргетологах, инфлюенс-маркетологах и диджитал-стратегах. Как считает Фёдор Жуков, сегодня бренд, решивший полноценно присутствовать в социальных сетях, должен придавать равное значение каждому из направлений:
«Получается так, что SMM — это комплексная работа и нельзя заострять внимание на чем-то одном. Если где-то ты, допустим, только контент-маркетингом занимаешься, но при этом получаешь комментарии и не обращаешь на них внимания, то эта работа идет в никуда».
Несмотря на диверсификацию задач, неизменной функцией социальных сетей, по мнению эксперта, остается коммуникация. Изначально соцсети были созданы именно для того, чтобы пользователи общались друг с другом. Если бренд не взаимодействует с клиентом, закрывает комментарии и оформляет публикации как монолог, то «ни к чему хорошему это не приведет», сказал Фёдор Жуков.
Нейросети как стимул для развития
Большую часть лекции Фёдор Жуков посвятил возможностям нейросетей и искусственного интеллекта. По его наблюдениям, еще в начале этого года ChatGPT, Midjourney и подобные сервисы воспринимались скорее как развлечение, но сейчас бизнес успел оценить потенциал новых технологий в упрощении и ускорении рабочих процессов.
В ходе выступления лектор показал, какие именно сервисы сегодня используют диджитал-агентства и коммерческие компании и даже объяснил конкретный алгоритм действий при создании текстов и изображений с помощью искусственного интеллекта.
Тема вызвала большой интерес аудитории. Когда Фёдора Жукова спросили, как часто он использует нейросети в работе, он ответил, что применяет их постоянно. ChatGPT выручает его и в общении с зарубежными коллегами (при необходимости быстрого перевода писем на английский язык), и при разработке новых творческих идей.
При этом эксперт подчеркнул, что нейросети нужно воспринимать именно как помощника в работе, но не как полноценного «сотрудника»:
«Во-первых, еще далековато до того момента, когда нейросети нас заменят (и вообще не факт, что это произойдет). Во-вторых, нейросети пока только упрощают рутинную работу».
Многое искусственный интеллект действительно уже делает быстрее и качественнее человека, но создаваемый им контент часто содержит фактические ошибки. Поэтому лектор посоветовал обязательно уделять время проверке текстов и изображений, сгенерированных нейросетями.
Кроме того, Фёдор Жуков признался, что первоначально испытывал определенный скепсис в связи с бурным развитием нейросетей. Однако его сомнения были недолгими:
«Быстро стало понятно, что это нечто большее. Когда ты в SMM, то так или иначе все тренды нужно применять — либо обыгрывать, либо включать в свою работу».
Необходимость постоянно реагировать на новые тенденции делает профессию SMM-специалистов не только интересной. Фёдор Жуков уверен, что динамичный характер отрасли развивает и надпрофессиональные навыки:
«Чем больше ты работаешь в этой сфере, чем большим количеством проектов занимаешься, тем ниже вероятность, что в старости тебя ждет деменция. Почему? Потому что клиенты разные, задачи разные, и тебе всё время приходится подстраиваться».