Как быть, если скоро выпускной, а представления о будущем крайне туманны? Надо ли при выборе профессии опираться на трезвый расчет или можно довериться интуиции? Как особенности характера влияют на выбор профессии? На наши вопросы отвечает Галина Владимировна Резапкина – психолог-профконсультант, автор психодиагностических методик, научный сотрудник Академии социального управления, Федерального института развития образования и Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.

Научный сотрудник АСОУ, ФИРО и ИОМ РАНХиГС Галина Владимировна Резапкина
Что делать, если человек уже в 11-м классе, а он ничего не хочет? Как вообще говорить с подростком, если он в штыки воспринимает все, что идет от родителей?
- Подростковый негативизм может быть вызван ошибками в воспитании, психофизиологическими проблемами, трудностями в отношениях со сверстниками и взрослыми. Очень часто проблемы с выбором профессии – лишь верхушка айсберга психологических проблем. Если в 8-9 классе школьник не определился с выбором профессии или профиля обучения, то в 10-11 классе ситуация усугубляется возрастным кризисом и дамокловым мечом ЕГЭ, поэтому не надо давить на подростка, особенно, если отношения испорчены, это может плохо кончиться. Лучше обратиться за помощью к хорошему психологу.
Что делать, если, наоборот, у старшеклассника масса увлечений, и ему интересно все: и математика, и литература, и химия? Как помочь выбрать?
- Это тот редкий вариант, когда любой выбор можно считать правильным. Могу предложить две стратегии: рациональную и иррациональную, интуитивную.
Рациональная стратегия предполагает анализ возможных вариантов: куда проще поступить и где удобнее учиться, насколько востребована будущая специальность. А главное – насколько сформированы способности, учитывая различие требований к профессиям, связанным с математикой, литературой и химией. Возможно, подросток – будущий полимат, как Леонардо до Винчи, гений, обладающий выдающимися способностями в разных видах деятельности. Но интерес должен быть подкреплен реальными достижениями.
Иррациональный выбор может быть сделан за компанию, под влиянием авторитетов или каких-то случайных факторов. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути. Анатоль Франс как-то заметил: «Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться своим собственным именем». Знаменитый офтальмолог Владимир Филатов, который был лучшим учеником Репина, Александр Бородин, которого «своим» считают и композиторы, и химики, художник Самюэль Морзе, «случайно» открывший способ передачи сигнала по проводам, «железная леди» Маргарет Тэтчер, которая после школы промахнулась с выбором специальности, но решилась изменить свою жизнь – и еще сотни и тысячи профессионалов слушали свою интуицию и не боялись совершать «ошибки».
Что делать, если характер не совпадает с желаниями? Например, необщительный человек хочет стать журналистом, а гиперактивный – программистом. Можно ли преодолеть внутренние барьеры и стоит ли это делать?
- Для успешной профессиональной деятельности необходимо совпадение требований профессии и личностных особенностей человека. В основе многих качеств лежат психофизиологические особенности. Например, общительность связана с темпераментом: холерики и сангвиники испытывают большую потребность в общении, чем флегматики и меланхолики. Но из этого не следует, что все холерики и сангвиники – гении общения и талантливые журналисты, просто общение будет даваться им ценой меньшего напряжения, чем флегматикам и меланхоликам. Вдумчивость флегматиков и чувствительность меланхоликов при наличии способностей и желания позволит им стать хорошими журналистами, если они найдут комфортный для себя формат работы. Гиперактивность может осложнить любую деятельность, однако существуют методы ее снижения. Большинство внутренних ограничений можно преодолеть за счет мобилизации высших структур личности, связанных с мотивами и смыслами труда.
Какие навыки и как нужно развивать у ребенка, чтобы он мог сам осознанно выбрать профессию? С какого возраста начинать?
- Самостоятельность, реалистичность, ответственность. Все эти качества формируются в раннем детстве.
Как привить любовь к труду?
- Только личным примером, уважением к труду других людей, которые ребенок должен наблюдать в семье с детства, совместной работой, приносящей положительные эмоции.
Для абитуриентов, которые еще не определились с выбором будущей профессии, в Институте отраслевого менеджмента действует уникальный проект «Попробуй ИОМ». Любой старшеклассник может на один день почувствовать себя студентом, посетить лекции и познакомиться с жизнью кампуса. Во время дистанционного обучения проект поставлен на паузу, но как только Академия вернется в обычный режим, мы снова начнем очно знакомить абитуриентов со студенческой жизнью и учебным процессом. Записывайтесь сейчас, и мы сообщим вам, когда вы сможете нас посетить!
Справка
Галина Владимировна Резапкина - автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов и психологов, руководитель сети региональных экспериментальных площадок по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников», член Союза писателей России, автор более двадцати книг вопросам профессионального самоопределения и профессионального развития. В настоящее время регулярно проводит вебинары для классных руководителей, педагогов-психологов, учителей, специалистов, ответственных за профориентацию. Ближайший вебинар «Профориентация школьников на уроках технологии» состоится 9 декабря на сайте Городского методического центра.