Что делать, если ЕГЭ через полгода, а старшеклассник не знает, кем он хочет стать? Поможет ли тестирование на профориентацию? Какую специальность выбрать – «перспективную» или «вечную»? Можно ли стать успешным в любом деле и что для этого нужно? На наши вопросы о профориентационных методиках и планировании будущего ответила Галина Владимировна Резапкина – психолог-профконсультант, автор психодиагностических методик, научный сотрудник Академии социального управления, Федерального института развития образования и Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.

Научный сотрудник АСОУ, ФИРО и ИОМ РАНХиГС Галина Владимировна Резапкина
Галина Владимировна, с какого возраста нужно говорить с ребенком о будущей профессии?
- Сейчас у всех на слуху абсурдное словосочетание «ранняя профориентация». Профориентация – это завершающий этап профессионального самоопределения, приходящийся на старшие классы, поэтому ранней она не может быть по определению. До этого с детьми надо не просто говорить о профессиях, а играть, показывать, давать возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Но это не профориентация, а сопровождение профессионального самоопределения. Можно и в детском саду, и в начальной школе – главное, чтобы это было сообразно возрастным задачам. Нет задачи выбрать профессию в 7 или 10 лет, есть задачи – познакомить детей с миром профессии и сохранить естественный интерес к труду. Отличная развивающая среда для знакомства дошкольников и младших школьников с миром профессий создана компанией «Навигатум» - это мультфильмы, игры, сказки.
Существует Атлас новых профессий, где написано, что будет на пике спроса через 15-20 лет. Имеет ли смысл планировать будущее, исходя из подобных прогнозов?
- Мне нравится идея и структура Атласа, но к нему нужно относиться критично. Прогнозы не сбываются, поэтому Атлас приходится корректировать. Первые версии, которые были и есть в открытом доступе, разрабатывались за бюджетные средства. Атлас 3.0 пользователям придется приобретать за свой счет. Надеюсь, авторы учли прежние ошибки. Но планировать будущее на основе этих прогнозов я бы не посоветовала, тем более, что большинства «новых» профессий официально не существует, а, значит, нет профстандартов и обучающих программ. Часть «новых» профессий такими не является – меняются названия, условия и средства труда, появляются новые технологии, но основные цели и смыслы труда остаются неизменны. Опасность Атласа – смещение акцента с глубинного смысла профессий на эффектную оболочку, что может осложнить выбор профессии.
Есть множество интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения. Как понять, что им можно доверять?
- Вы затронули больную тему. К сожалению, количество профориентационных ресурсов не перешло в качество. Я время от времени сканирую интернет-пространство, прохожу тесты и предупреждаю коллег о возможных рисках на вебинарах «Профориентация в интернете: как не стать добычей мошенников и дилетантов». Пользователей должны насторожить следующие моменты: незаконное использование государственной символики, громкие названия проектов, например, «Всероссийская профориентация», без всякой связи с федеральными проектами; использование сомнительных методов (профориентация по гороскопу, отпечаткам пальцев, почерку, группе крови, ритмам мозга, реклама товаров и услуг (обычно образовательных) под видом «бесплатной» профориентации. Сложнее разобраться с тестированием по устаревшим или самопальным методикам, ошибками в ключах. Качественные и доступные профориентационные ресурсы можно пересчитать по пальцам одной руки.
Какие профориентационные методики вы можете порекомендовать?
- Выбор методик зависит от запроса и возраста клиента, предпочтений и квалификации консультанта. Полноценная профориентационная консультация включает психологическую диагностику профессиональных интересов и склонностей, особенностей характера и мышления, мотивов труда и жизненных ценностей. В моем арсенале примерно 20 методик, из которых я в зависимости от ситуации консультирования подбираю блок из 4-5 методик. На первом этапе диагностики профессиональных интересов и склонностей использую свои методики: Анкету профессионального самоопределения, Матрицу выбора профессии, Опросник профессиональных склонностей. Выбор дальнейшего инструментария зависит от результатов первого этапа.
Есть ли универсальные качества, которые позволят добиться успеха в любом деле? И если есть, то как их воспитать?
- Известный бизнесмен Ричард Сент-Джон, автор книги «Большая восьмерка качеств», взял интервью у 500 представителей разных профессий, добившихся выдающихся успехов в своем деле, и выяснил, что этих счастливых людей объединяет любовь к своему делу, трудолюбие, концентрация, умение преодолевать себя, креативность, потребность в саморазвитии, готовность служить людям, упорство. Я бы добавила к этому списку ответственность. Эти качества воспитываются с раннего детства на примере взрослых. Хорошие книги и фильмы тоже способны в этом помочь.
Справка
Галина Владимировна Резапкина - автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов и психологов, руководитель сети региональных экспериментальных площадок по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников», член Союза писателей России, автор более двадцати книг вопросам профессионального самоопределения и профессионального развития. В настоящее время регулярно проводит вебинары для классных руководителей, педагогов-психологов, учителей, специалистов, ответственных за профориентацию. Ближайший вебинар ««Ранняя» профориентация – «за» и «против»» состоится 18 ноября на сайте Городского методического центра.