О трех китах, на которых базируются программы высшего и дополнительного профессионального образования уникальной в Академии кафедры инвестиционно-строительного бизнеса и управления недвижимостью, рассказывает заведующий кафедрой, д.э.н., профессор Яськова Наталья Юрьевна.

— Все вопросы современной повестки, относящиеся к развитию страны, так или иначе касаются высшей школы, качества образования, его форматов и перспектив развития. В президентской Академии всего одна кафедра строительного профиля? Чем сегодня живут ее сотрудники?
Очень правильный вопрос. Все начинается с людей, специалистов, преподавателей и ученых — носителей идей, ценностей и целей, представителей той или иной научной школы. Наша кафедра 7 лет назад создавалась группой энтузиастов-практиков. Помимо деятельности в государственных учреждениях и коммерческих структурах они остались в науке и не растеряли преподавательские навыки. Уже тогда мы поняли, что заходя в аудиторию придется не только систематизировать и структурировать свои практические знания и умения, но и научиться заинтересовывать, преодолевать сложившиеся шаблоны пассивного обучения...
Одно дело — обсудить проблему на дискуссионных площадках в профессиональной среде, другое — научить выявлять проблемы в рамках образовательного курса. Заходя в аудиторию, мы сталкивались с непониманием, полным отсутствием интереса и убежденностью, что ничего нельзя изменить. Это заставило, с одной стороны, включить в программу обучения истории успеха тех, кто смог построить бизнес и устойчиво развивать его в нашей отрасли (Викторов М.Ю. — Президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ), Воронин В.А. — Президент Группы компаний «ФСК», Казанский Н.В. — управляющий партнер компании Nikoliers, Сарченко В.И. — Генеральный директор Группы компаний «Красстрой» и др.). С другой стороны, мы обратились к научным основам, ставшим предтечами периодов беспрецедентно успешного роста российской экономики. Развитие трех научных школ, которые с нашей точки зрения являлись и являются основой стратегии развития отечественной экономики, легло в основу обучающих программ. Это: социалистическая школа управления (Государственный университет управления, Международная академия наук информации, информационных процессов и технологий); научно-практическая школа управления недвижимостью (Московский государственный строительный университет, кафедра «Организация строительства и управление недвижимостью»); теория устойчивого развития (Государственный университет «Дубна», Российская академия естественных наук).
В результате все наши учебные программы развивающего типа базируются на этих «трех китах» при обязательном условии: право учить имеет только тот, кто участвовал в реализации инвестиционно-строительных проектов, федеральных адресных программ, становлении и устойчивом развитии строительного бизнеса. При этом работа в успешных проектах (Олимпиады в Сочи, строительства магистральных трубопроводов, жилищной или дорожной инфраструктуры и др.) не исключает необходимость изучения провалов. Чем проблемнее был проект, тем важнее работа над ошибками. Так в наших программах появился авторский спецкурс «Ошибки реализации девелоперских проектов». В настоящее время эти знания востребованы практикой еще больше, чем реляции успеха. Что делать — цена управленческих ошибок выросла многократно.
-Так чему же учат на Вашей кафедре? Что Ваши ученики привнесут в наши трудные времена?
Вот это первое, чему учим: нет Ваших и Наших. Реальность одна, и следует искоренить привычку отделять страну от места работы (будь то бизнес или государственный сектор) и, конечно, от себя любимого. Разорванные на три плоскости цели (для себя, для деловой среды, для всех) лишают синергии любое действие или проект. Поэтому каждое предложение по развитию, оценка рисков или разбор ошибок направлены на обеспечение «сквозного эффекта». Что полезно и нужно стране, то должно быть выгодно предприятию и сотруднику и наоборот. Иначе рождается множество параллельных реальностей, а совокупный эффект растаскивается по «кошелькам и кошелкам», далеко не всегда локализованных в нашей стране. Технологии целевой фокусировки, новые критерии оценки проектных решений — это основа курса «Стратегическое управление».
Второе — учим проектному мышлению из будущего! О, как мы привыкли любить прошлое, ненавидеть настоящее и бояться будущего! Думать из прошлого удобно, логично опираться на опыт имперской и советской России (в программу обучения включен специальный курс «Российский экономический менталитет»), еще проще использовать рецептуру лучших зарубежных практик!!! 30-летний период исканий новейшей истории России, СВО на Украине, год беспрецедентного санкционного давления разрушили эти иллюзии. Глобальные процессы вынудили переосмыслить все, включая методы обучения. Как ни удивительно, при всем этом строительный комплекс страны продемонстрировал невероятно высокую готовность к решению стратегических задач. Практика подтвердила правильность подхода по сохранению качественного инженерного образования и адекватность сформированных основ управления строительством. А вот с технологическим суверенитетом отрасли, преимуществом локализации в стране производственных мощностей, доходов от бизнеса — проблема! Поэтому «взгляд из будущего» позволяет отсечь ложные посылки и когнитивные ловушки. Поясню: когнитивный иммунитет позволяет не попадать в капканы чуждой, пытающейся развалить российскую экономику системы взглядов. Приведу пример. Весь так называемый цивилизованный мир использует проектное финансирование жилищного строительства. В нашей стране оно оборачивается удорожанием жилья и целым букетом негативных последствий! Стало быть, нуждается в переосмыслении по существу. Ищем выход из этой ситуации. Кафедра проводит по этой теме круглые столы и формирует предложения. Во всех случаях учим самостоятельно анализировать, избегая популизма. Вырабатываем иммунитет в отношении «громких рецептов», «ускорителей» и вообще экономических хайпов.
Третье — прививаем вкус к научному поиску. Наши выпускные работы не случайно именуются магистерскими диссертациями. Поиск и развитие конструктивных идей в проектном формате с обязательной оценкой эффективности для каждого и для всех составляет смысл финального этапа обучения в магистратуре. Совершенно очевидно, что дальнейшая углубленная проработка выбранного в магистратуре направления — это, по сути, диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. У меня спрашивают, почему у вас столько желающих защищаться? Все просто. Если слушатель прочувствовал проблему и, как ему кажется, нашел выход, он должен быть уверенным, что не ошибся в постановке задачи и выборе методов ее решения. Самая объективная экспертиза осуществляется в процессе защиты диссертации. Вот и продолжается обучение вперемешку с внедрением. Некоторые выпускники сразу параллельно с работой берутся за исследование, некоторые возвращаются через 2-3 года. Кроме того, результаты исследований в процессе обучения в магистратуре представляются на конкурсы (ежегодный Всероссийский конкурс ТИМ-Лидеры — победители: Лесюта О.С. (1-е место), Ноздрин П.С. (2-е место), Молодежная конференция Минфина РФ «Государственные финансы и финансовые рынки: вызовы настоящего и модель будущего» (дипломами награждены магистры 3 курса Зарубин А.Д. и Молчанов М.С.). И, конечно, среди наших выпускников есть «бизнес-газели» — столь успешно стартующие в деловой среде или в органах власти, что мы с радостью читаем об их проектах и достижениях в СМИ.
— Но если это так, то на кафедре должны быть научные работы, прорывные проекты, наконец, научные консультанты?
Так и есть, наши остепененные преподаватели не только пишут статьи и участвуют в подготовке учебников, являются членами диссертационных и ученых советов, занимаются практической деятельностью, но и руководят инициативными кафедральными проектами. Кафедра фокусирует внимание на самых актуальных для практики темах: жилищного и ипотечного лифта, информационного моделирования, платформенных решений, освоения территорий со скрытым инвестиционным потенциалом и др. Признаюсь, это проекты для души. Например, такие энтузиасты, как сотрудник судебной системы доцент Зайцева Л.И., развивают внесудебные методы разрешения хозяйственных споров, пытаясь создать партнерскую среду, ликвидируя конфликты на всех стадиях жизненного цикла строительных проектов. Ее ученики, магистры и соискатели, защищая свои выпускные работы, попутно учатся предупреждать противоречия, урегулировать споры и, что самое интересное, начинают преуспевать в работе. Диалог и совместно найденное, осознанное решение вместо приказа, поиск компромисса взамен непоколебимого желания отстоять свою позицию, создание альянсов и гибких контрактных конструкций, замещающих договоры по типу «шаг влево — шаг вправо...» и др. Своих подопечных учим системно и погружаем в кафедральные проекты со 2-го курса магистратуры, регулярно проводим «Проектный вернисаж», знакомя слушателей с лучшими стройками столицы и на месте осваиваем азы профессии. И кроме этого свои подходы транслируем в дополнительном профессиональном образовании — на программах повышения квалификации.
— О каких программах идет речь? Известно, что самый дефицитный ресурс — время... И 500-700 часов в, прямо скажем, очень непростые времена надо выкроить....
Да, действительно, мы намеренно ушли от продолжительных курсов. До 2025 г. общим решением кафедры ограничили программы повышения квалификации временным коридором от 20 до 72 часов. Оставили самые животрепещущие темы, нужные сегодня — сейчас! Ценовой диапазон также минимизировали. Все задумались о скорости и максимально быстром развитии новых компетенций, взяли проблемы бизнес-аналитики и электронного документооборота, самое важное из судебной практики, новую реальность строительного и девелоперского бизнеса, перспективы развития Федеральной сметно-нормативной базы и др.
— А консалтингом по заявленным темам сотрудники кафедры занимаются? Ведь в образовательной программе любого формата все вопросы не впишутся?
По опыту громадное множество вопросов разбирается на занятиях. У всех есть опция: письменно задать вопросы. Их разбору посвящается специальное финальное занятие. Думаю, что слушателям, склонным к развитию аналитических навыков, лучше всего идти учиться на базовые магистерские программы. Их две у кафедры: «Управление инвестиционно-строительной деятельностью», «Управление градостроительной деятельностью». Первый год все осваивают основы стратегического управления и проектный подход, бизнес-английский, по сути нацеленный на изучение лучших зарубежных практик в нашей предметной области, основы геоинформационного моделирования и антикризисное управление, постигают тайны поведения в организации и правовые основы инвестиционно-строительной и градостроительной деятельности. А вот второй год обучение строится на специальных курсах, как правило, на примере практических проектов. Скажу больше — «проектное мышление из будущего», как не парадоксально, осваиваем через прошлое. Например, изучаем 700-летний проект Сергия Радонежского. Развитие Троице-Сергиевой Лавры позволяет понять, как духотворный проект прирастал недвижимостью, как стал фактически одним из самых успешных многофункциональных комплексов недвижимости. При этом успех Проекта Лавры не измеряется исключительно доходами. Этот проект радует красотой, поражает своей несгибаемостью и жизнестойкостью, удивляет значением личности в развитии, восхищает преемственностью традиций... В идеале каждый наш выпускник должен «заразиться» своей идеей, прорастающей проектом, нужным людям, городу, стране...
— Это в идеале? А в настоящее время, все-таки, что удалось кафедре и что в работе?
Ответить на Ваш вопрос лучше всего с помощью конкретных примеров. Авторский курс «Геоинформационное моделирование» (к.э.н., доцент Мурашова О.В.) развился сначала в Концепцию информационного моделирования в строительстве, а затем д.э.н., профессор Викторов М.Ю. создал и реализовал Проект «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования». Он успешно поступательно развивается вот уже 3-ий год. Авторский курс «Внесудебные методы разрешения хозяйственных споров в строительстве» вылился в НИР «Альтернативные механизмы разрешения споров в строительстве как фактор практической реализации Национальных проектов развития России» (в соответствии с государственным заданием РАНХиГС по научному направлению «Институциональные факторы экономического роста. Конкурентная политика») и успешно завершился в 2022 году. Мой авторский курс «Стратегическое управление инвестиционно-строительной деятельностью» был реализован сразу в 10 проектах создания комфортной городской среды. Д.э.н., профессор, заслуженный строитель РФ Сарченко В.И. рискнул и на практике реализовал постулаты «трех китов». Сейчас в работе реализация сценарного подхода, а главное, проверка на практике научных основ сценарных переходов. В этом году издательско-торговой корпорацией «Дашков и Ко» опубликована книга «Комплексный подход к формированию качественной / конкурентоспособной городской среды». В ней собраны наши идеи и новации успешно реализованных проектов.
В области образования необъятный круг задач. Мы работаем в следующих направлениях: создание нового технологического кадрового кластера, опережающее обновление учебных программ, поддержка практической ориентации авторских курсов, обеспечение взаимосвязи дисциплин и безупречной логики обучения, развитие пула кафедральных проектов, создание вертикали образовательного цикла, обеспечение его многоканальности и др. И вот еще: несмотря на то, что средний возраст профессорско-преподавательского состава 48 лет, привлечение молодых ученых и создание собственного подкаста интеллектуальной элиты тоже в числе первоочередных задач.
Об авторе:
Яськова Наталья Юрьевна — заведующий кафедрой инвестиционно-строительного бизнеса и управления недвижимостью РАНХиГС, д.э.н., профессор, автор более 10 авторских образовательных курсов, постоянный участник авторского коллектива 5 серий учебников по организации строительства и управлению недвижимостью для высшей школы, вошедших в Мировую образовательную сеть, автор 4 монографий по проблемам инвестиционно-строительной деятельности, инициатор конференций и круглых столов по самым актуальным вопросам экономического развития и созданию комфортной бизнес-среды в строительстве.