Попробуй ИОМ

Студенты ИОМ узнали, как запустить технологический стартап


Всего 15 лет назад Nokia была самым популярным телефоном; теперь вместо нее – смартфоны. Удачный стартап может победить даже гигантов рынка. Именно за стартапами – будущее. В мировом рейтинге Fortune 500 сегодня остаются только кампании, внедрившие идеи молодых инженеров. О том, как запустить и раскрутить собственный стартап, студентам Академии рассказала генеральный директор ООО «Уралхим Инновация», к.э.н. Ненахова Анна Александровна.

Стартап – это проект с потенциалом роста, для которого перспективы важнее занимаемого прямо сейчас рынка. Как запустить успешный стартап студентам без опыта? Это реально: все дело в смелости и удачном планировании. Например, сервис продажи билетов Timepad и известные социальные сети тоже основали студенты. А такие гиганты, как Газпром, компания Mars и другие кардинально меняют свои бизнес-процессы и охотно внедряют идеи молодых предпринимателей, чтобы остаться на плаву. С чего начать и где искать финансирование для стартапов? Разбираемся!

Главные шаги при запуске стартапа:

  1. Придумать идею и самому себе четко разъяснить, на каком рынке ее продвигать.
  2. Защитить стартап от легкого копирования. Пусть в его основу ляжет уникальная технология: ИИ, искусственное зрение или любая технология из open-source источников.
  3. Спланировать ресурсы, в первую очередь – деньги. На раннем этапе привлекать гранты (кстати, участвуя в грантовых проектах, можно защитить и авторские разработки).
  4. Быть смелым и агрессивным! У любой новой идеи будет много критиканов. Не обращайте на них внимания, верьте в себя.

Запустить стартап на собственные средства не получится, нужно привлекать венчурных инвесторов и получать гранты. Это изнурительно и сложно: не больше 2% заявок получают одобрение, но это стоит того. Само присутствие венчурного инвестора в стартапе повышает его ценность.

Каждый стартап постоянно меняется, ищет удачную бизнес-модель, источник денежных средств, клиентов, функции, сам продукт. Стартап может быть успешным, если соблюдены эти 4 фактора:

Команда. Соберите группу из 2-4 человек с разными компетенциями. Не запускайте проект в одиночку: инвесторы в первую очередь оценивают именно команду, и только достойные фаундеры убедят вложиться в ваш проект.

Рынок. Нащупать сегмент рынка, который будет расти и который свободен – где есть нерешенная проблема.

Технологии. Даже самые «древние» рынки – как агропром, например, – развиваются только благодаря технологическим новинкам.

Бизнес-модель. Вы должны четко знать ответ на вопрос: как на этом заработаете деньги вы и ваши партнеры. Стартапы – всегда про зарабатывание денег.

Как заинтересовать инвестора?

Ищите сегменты рынка, где идет изменение модели. Кривая роста рынка должна напоминать хоккейную клюшку. Стартап в таком сегменте точно взлетит!

Привлекайте менторов – состоявшихся предпринимателей, которые помогут вам «закрыть» слабые места. Например, юристов, специалистов по привлечению инвестиций и других.

Есть два основных источника венчурных инвестиций: гранты (в России, например, можно обращаться в «Фонд содействия инновациям», студенческие акселераторы и не только) и FFF-money – деньги, получаемые фаундерами от друзей, семьи и условных «психов» или «бизнес-ангелов» (friends, family & fools).

Статистика успеха стартапов, привлекших венчурные инвестиции, описывается формулой «3-3-3-1». Из 10 проектов стремительно окупается только один (на каждый вложенный миллион инвестор получит 2 или 3 млн); 3 проекта показывают среднюю окупаемость, 3 – «один к одному» и 3 ждет банкротство. Есть несколько известных на весь мир, но провальных стартапов: Segway (средство передвижения), Theranos (крупный производитель оборудования для анализа крови), Aereo (некогда популярный сервис для записи ТВ-передач).

Не бойтесь неудач! Кстати, опытные инвесторы часто выбирают именно неудачливых начинающих предпринимателей: считается, что они уже «набили все шишки» и в следующий раз сумеют преуспеть.

Каждый стартап должен пройти 5 стадий развития:

  1. Появление идеи, концепции и прообраза вашего продукта в виде схем и набросков.
  2. Посевная стадия. Вы создаете прототип, который можно потрогать. На этом этапе к проекту подключаются акселераторы и венчурные фонды: сейчас есть масса программ для студентов.
  3. Начало работы. Стартап уже запущен, вы 1-2 раза продали его клиенту.
  4. Масштабирование. Вы модифицируете продукт или услугу и продаете его в разных сериях, выбирая самые успешные модели.
  5. IPO, изменение долей участия (это важно!) и продажа проекта или его части.

«Не существует повторяемой истории успеха! Каждый раз вы создаете свою. Нужно искать свой путь!» – подытожила Анна Ненахова.

В завершении лекции спикер пригласила всех студентов к сотрудничеству с компанией «Уралхим Инновация»: развивать производство растительного белка и другие инновационные проекты в области агробиотехнологий, а также заниматься их коммерциализацией.

«Мы активно работаем со студентами, и прямо сейчас идет прием заявок на конкурс «УМНИК - УРАЛХИМ». Мы ищем идеи для бизнеса, поддерживаем стартапы на ранней стадии, и удачные идеи реализуем в стенах Уралхим», - завершила спикер.

Следующие новости

Открыт прием заявок на грантовый конкурс Стипендиальной программы Фонда Потанина

Владимир Волошин: «Бизнес начинается с мечты, а успешный бизнес – с DATA»

Написать в Telegram