На программу MBA Института отраслевого менеджмента идут профессионалы – владельцы бизнеса и управленцы – чтобы повысить свои компетенции и овладеть новыми навыками. На момент поступления на MBA «Управление недвижимостью» Дмитрий Вакуленко уже три года занимал руководящую должность в девелоперской компании. Мы поговорили с Дмитрием о его личных мотивах получения дополнительного образования и результатах обучения.
Дмитрий, где вы работали, чем занимались до поступления на программу MBA «Управление недвижимостью»?
На момент поступления на MBA в ИОМ РАНХиГС я уже три года работал в девелоперской компании «Гефест» на руководящей должности. Эта компания - наш семейный бизнес, у руля которого стоит мой отец. На тот момент девелопмент был одним из самых быстро развивающихся направлений в бизнесе. И, принимая решение о дополнительном образовании, я решил идти в ногу со временем.
А почему для получения дополнительного образования выбрали именно ИОМ РАНХиГС?
В 2014 году, когда я поступал, само название отрасли – девелопмент – было новым. Мне попадались образовательные программы, связанные со стройкой. Но мне было интересно разобраться именно в строительных проектах – от начала и до конца. Например, как выбрать земельный участок под проект. Программа ИОМ именно это и предполагает. Как руководителю, мне было интересно, как правильно выстраивать рабочий процесс в девелоперской компании.
Кроме того, я понимал, что туда пойдут похожие люди – руководители, инженеры. Обучение поспособствовало появлению связей в профессиональной среде, внутреннего общения. Как правило, конкуренты не спешат делиться между собой наработками, идеями. Но у однокурсников выстраиваются взаимоотношения другого типа: они начинают друг другу подсказывать, помогать. Это очень полезно.
Насколько образовательная программа оправдала ваши ожидания?
Когда я только пришёл, узнал много нового в сфере девелопмента. Потом мне показалось, что был некоторый перекос в сторону коммерческой недвижимости – некоторые курсы пересекались между собой.
Есть какие-то преподаватели или курсы, которые вам наиболее запомнились?
Да, есть. Лекции по управлению проектами Кирилла Борисовича Сиволапова были очень интересные. По экономике – Земляков Дмитрий Николаевич. По бухгалтерии – Шатунов Эдуард Юрьевич. У руководителей зачастую есть пробел в понимании управленческого и бухгалтерского учета – всё отдается на откуп бухгалтерам. Были полезны лекции Кочуры Валерия Валерьевича как практикующего специалиста. Теория – это хорошо, но на практике получать дополнительные знания было намного полезней.
Как повлияло дополнительное образование на ваш профессиональный рост?
Как я уже сказал, самое главное, что мне дала программа MBA, это связи в среде. Мы с коллегами до сих пор иногда переписываемся. Еще обучение дало структурное понимание всего бизнеса: с чего начинать и чем заканчивается девелоперский проект.
Есть что-то в программе, что можно было бы улучшить, на ваш взгляд?
Уровень подготовки студентов был совершенно разный. Я думаю, целесообразно проводить вступительные экзамены и распределять студентов по группам, в зависимости от их знаний. Например, у нас были люди, которые пришли из другой сферы. Это немного тормозило общее развитие группы. Правда, потом они либо отсеивались, либо подтягивались за нами.
Дмитрий, расскажите про вашу фирму. Как этапы развития она прошла?
Компания «Гефест» образовалась в 1993 году, и до 2004 года мы занимались небольшими проектами – строительство небольших магазинов, возведение коттеджей, ремонты офисов и квартир. Затем начали работать на рынке недвижимости – в основном строительство многоквартирных жилых домов. На сегодняшний момент в нашу структуру входит не только компания-застройщик, но и управляющая, риэлторская, инжиниринговая компании. Мы даже решили пойти на европейский рынок, и сейчас у нас есть своя компания, с которой мы развиваем девелоперские проекты в Чехии. Сейчас там, кстати, более интересный рынок, более развивающийся, чем в России. В нашей стране предложение по жилью намного выше спроса. Мы работаем с жильём среднего класса. У клиентов, на которых мы ориентированы, кончаются деньги…
А в Европе другая ситуация за счет низкой ставки по ипотеке (1,5%) и более стабильной ситуации на рынке труда. Жители Европы понимают, какая у них зарплата, сколько они могут тратить на ипотеку – есть стабильность.
Кроме того, в Европе более благоприятные условия кредитования для бизнеса. Если есть возможность взять кредит под 3%, то девелопер может спокойно, никуда не торопясь строить – в соответствии с планом. Иными словами, можно взять кредит, спокойно построить дом или несколько, и быть уверенным, что спрос на новое жилье будет.
Чехия – бывшая страна социалистического лагеря. И там очень много жилых домов старого фонда. Одновременно с этим Чехия – один из самых развивающихся европейских рынков. И находится она в центре Европы. Там покупают жилье не только чехи. В комплексе, который мы построили, купили жилье и австрийцы, и немцы.
Изначально было очень сложно на новом рынке, нас там не сразу приняли. Но у нас неплохой чешский партнер, с которым мы работаем. Сейчас мы заработали хорошую репутацию и запустили проекты, которые мы развиваем по всей стране.
Назовите наиболее яркие из своих проектов – чешских и российских.
В России – ЖК «Супонево» в подмосковном Звенигороде. Там у нас более 250 тысяч кв. метров жилья – примерно на 7,5 тыс. жителей. Притом что до этого во всем Звенигороде жили около 15 тысяч человек. Это самый знаковый наш проект.
В Чехии, в городе Злин, ЖК Зеленая резиденция – тридцать жилых дуплексов.
Кроме этого, мы еще строим в Сходне, под Лобней. Мы выбираем локации вблизи ж/д станций и не дальше 30-40 км от Москвы. Ближе – это уже дороже и там много чего занято. А дальше неинтересно с точки зрения спроса и маржинальности бизнеса.
Дмитрий, после окончания MBA вы еще где-то учились?
Нет. Я сейчас подумываю насчет учебы MBA в Сколково. Только из-за того, чтобы наладить новые профессиональные связи. В остальном можно дополучить знания из открытых источников – в том же интернете.
Насколько сложно совмещать руководящую должность, бизнес и учебу?
Я думаю, на самом деле, не так сложно, если в голове все систематизировано. Иногда даже это полезно.
К примеру, моя сестра, она тоже занимает руководящую должность. И она пошла получать дополнительное образование в РАНХиГС, но не «Недвижимость», а на программу государственной экономики. Ей захотелось новых ощущений. Надоело руководить фирмой, хочется попробовать себя в государственном секторе.
Но иногда бывает много внутренних проблем в бизнесе, учебу отодвигаешь на второй план, потом приходится нагонять. И это не плохо, потому что это дисциплинирует. Я считаю, что человек должен учиться всю жизнь. Если прекращаешь учиться, прекращаешь развиваться.