Назад

Как стать коучем? Рассказывает Кирилл Борисович Сиволапов

Как стать коучем? Рассказывает Кирилл Борисович Сиволапов

Коучинг — это эффективный инструмент, который может использоваться для решения личных и различных бизнес-задач. Он позволяет добиться наилучших результатов за счет использования и раскрытия своих сильных сторон и качеств. Поговорили с директором программы повышения квалификации «Бизнес-коучинг» Кириллом Борисовичем Сиволаповым о причинах популярности коучинга, барьерах, с которыми сталкиваются начинающие коучи, и многом другом.

— Кирилл Борисович, Вы один из преподавателей проекта «Инструменты современного лидера в государственных организациях». Что это за проект?

Это серия вебинаров, которую раз в год проводит Национальная федерация профессиональных менторов и коучей (НФПМК) в партнерстве с Институтом отраслевого менеджмента РАНХиГС. В рамках пяти живых онлайн-встреч проекта мы рассматриваются практические инструменты коучинга и менторинга для эффективного управления. Целевая аудитория проекта — руководители подразделений организации управления, государственной службы и подготовки кадров государственных органов, а также руководители кадровых служб крупных государственных организаций. Желающих принять участие в проекте традиционно очень много, и начальный отсев довольно жесткий.

— Почему коучинг сейчас так востребован?

Я думаю, это связано с изменением системы ценностей человека, с саморазвитием человека и с более агрессивной внешней средой, когда приходится искать опору в себе. С другой стороны, перед большинством людей не стоит вопрос выживания. Поэтому на первый план выходят вопросы баланса работы и семьи, устройства личной жизни и так далее. Во всех этих вопросах коучинг, конечно, незаменим.

Еще одна отличительная черта коучинга – он про будущее, про действия, про изменение поведения. Сейчас все быстро меняется, надо адаптироваться к новым условиям, а нас этому никто не учил. Коучинг не про старые травмы, он про то, куда дальше идти. В коучинге это отдельно выделенная компетенция. Поэтому в коучинг приходит тот, кто недоволен сегодняшним днем, но не хочет копаться в прошлом. Тот, кто хочет измениться, но не знает как.

— Как Вы сами попали в эту профессию?

Это было в 2017 году. Я занимался консалтингом и хотел понять, как задавать вопросы. Изучал разные психологические школы, подбирал разные направления. До этого я много слышал про коучинг и в конце концов решил распредметить эту область, понять, мое это или не мое. В 2018 году я попал на первое обучение, потом начал практиковать, потом прошел дополнительное обучение и затем уже получил сертификацию.

— То есть работать коучем можно не будучи сертифицированным специалистом?

Это зависит от конкретного человека, его характера, скорости формирования новых навыков. Его занятости, в конце концов. Кто-то стал на коньки и поехал, а кто-то после десяти уроков будет бояться выходить на лед. Я начал набирать часы, пока еще не был сертифицирован.

— Что было самое сложное в Вашем становлении как коуча?

Коучинг — это очень трансформационная история. Приходится преодолевать свои установки и убеждения. Например, считается, что мужчина должен быть ответственным, сам принимать решения, как-то проявлять себя. А в коучинге ты никак не проявляешься, за результат отвечает клиент. Мне с этим приходилось разбираться в себе. Приходилось разбираться и с тем, что в нашей культуре проявление чувств и их идентификация не очень принята.

Когда на первой сессии коуч меня спросил: «Что ты сейчас чувствуешь?», я ответил: «Стул, на котором я сижу, твердый». Надо научиться понимать, что ты реально сейчас чувствуешь, и честно про это говорить с не очень знакомым тебе человеком. Научиться признавать, что ты рассержен или расстроен. А еще надо спрашивать, что чувствуют другие. У нас не принято уделять этому внимание. Плюс недирективность и осознанность тоже требуют победы над собой. И главное, что нет предела совершенству, потому что нет предела осознанности.

— С какими запросами к Вам обычно приходят?

Запросы бывают разные и очень конкретные – как изменить поведение, чтобы не срывать план продаж, например. Частая история – когда человек достигает определенного уровня, и ему никто не говорит, ни что делать, ни как делать. Есть некая цель и никто не знает, как ее достичь. А ты привык к ясности. Тебе самому надо это декомпозировать, и подчиненные к этому не готовы.

— Можете привести примеры успешной работы коуча? Как Вы понимаете, что движетесь в правильном направлении?

Например, у меня был клиент, проблема которого состояла в том, что очень много работал. И мы первые сессии проводили с ним в воскресенье, потому что в другие дни у него не было времени. Хотя работу с коучем ему оплачивала организация. Первая маленькая победа случилась, когда он впервые перенес сессию на рабочий день. И так постепенно он начал соблюдать баланс работы и личной жизни.

— Вы директор программ повышения квалификации «Бизнес-коучинг» и «Коучинг в управлении». В 2017 году Вы сами бы пошли учиться в ИОМ или нет?

Если бы я не знал достаточно – а я прочитал уже достаточно книг к моменту выбора программы — и если бы эта программы тогда существовали, это был бы лучший способ понять, насколько это направление мне подходит. Обучение помогает запустить процесс трансформации, овладеть самыми базовыми навыками, чтобы начать двигаться в нужную сторону. Это как путь к большому спорту начинается с утренней зарядки или с занятий детской секции. Я считаю, что это хороший старт. Мы даем базовые инструменты, упражнения и инструменты, которые можно попрактиковать дома, наши слушатели работают в парах и в тройках.

— Трудно ли работать коучем? Насколько коуч должен быть интеллектуально развит?

Хороший вопрос. Я думаю, что коуч изначально может быть не очень эрудированным. Он может не обладать развитым креативным мышлением или быть подкованным в ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Почему? Потому что он не предлагает решения задач, он задает вопросы. Другое дело, что когда ты начинаешь формулировать открытые вопросы и много с ними работаешь, ты делаешь это все время глубже и интеллектуально растешь в процессе работы. То есть получается, что хороший коуч – это человек с высоким уровнем развития.

— Но коучу нужно иметь высшее образование?

Да, я считаю, что у человека должно быть высшее образование к моменту, когда он начинает учиться коучингу. И даже не потому, что он будет полученные ранее знания использовать в работе, а потому что высшее образование делает человека взрослее, дает больший кругозор.  

Другие новости

1/6

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.