Что мешает и что помогает развиваться туризму на Ставрополье? Декан факультета гостеприимства ИОМ РАНХиГС, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров принял участие в форуме РАНХиГС «Северный Кавказ: новые геостратегические возможности», где эксперты со всей страны обсудили интеграцию региона в мировую индустрию гостеприимства.
Форум проводится ежегодно Северо-Кавказским институтом — филиалом РАНХиГС при поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и Общественной палаты РФ.
Кавказ притягивает туристов уже 200 лет, и люди продолжат приезжать сюда из России и зарубежных стран, уверен Игорь Бухаров:
- «Кавказ круче Карпат и Альп вместе взятых, и сегодня он открывается для гостей из дружественных нам арабских стран. Богатые отдыхающие едут в Россию, потому что интересуются историей, достопримечательностями, русской культурой. Кавказ интересен им в религиозном плане. Но без должной инфраструктуры не будет развития туризма».
Туристическая отрасль на Кавказе сталкивается с разными вызовами. По мнению Игоря Бухарова, логистика здесь ещё только развивается, классификация отелей не всегда объективна, а туристам негде попробовать местные блюда, потому что в общепите подают в основном пиццу и фаст-фуд. Но главной проблемой остаётся кадровый голод.
- «С советских лет мало что изменилось: мы говорим об автоматизации, роботизации и престиже профессии, но это остается на словах. Учебные заведения должны опережать запросы бизнеса», — считает Игорь Бухаров.
На Ставрополье реализуется государственная стратегия развития туризма до 2035 года — в неё входит поддержка малого и среднего бизнеса, реконструкция и строительство инфраструктуры, льготы на приобретение и аренду туристического оборудования. Также в крае реализуется нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства».
Среди трендов последних лет эксперты называют семейный и иммерсивный — предполагающий погружение в культуру и историю — туризм. Растёт популярность туров выходного дня, в которые занятые родители отправляют бабушек с внуками. В ответ на эти тенденции строят глэмпинги, не уступающие по комфорту высококлассным отелям, организуют мастер-классы по национальным танцам и ковроткачеству, развивают событийный туризм. Растёт спрос на «экономику трансформаций» — йога-туры и ретриты. Раньше для этого летали за границу. Помолодел оздоровительный туризм.
Эксперты отметили, что отдыхающие готовы платить больше за достойный сервис, и перспективы развития региона очень велики.