В этом году состоялся первый набор на программу бакалавриата «Маркетинг и рыночная аналитика». Как построено обучение на программе, почему для маркетолога крайне важны мягкие навыки и где лучше начинать карьеру, рассказала директор программы Оксана Викторовна Галайда.
Как родилась идея программы бакалавриата «Маркетинг и рыночная аналитика»?
— Мы несколько лет набирали абитуриентов на многопрофильный бакалавриат, который объединял две программы бакалавриата «Маркетинг» и «Управление продажами». Студенты могли переводиться между программами вплоть до третьего курса без сдачи дополнительных экзаменов.
Довольно скоро стало понятно, что большинство ребят, которые поступали на «Управление продажами», в итоге все равно хотели перевестись на «Маркетинг». Мы стали думать, как модифицировать программу. Изучили вакансии и поняли, что на стартовые позиции в отдел маркетинга требуются в первую очередь аналитики, и направление это очень перспективно. В итоге решили сделать акцент именно на знании рыночной аналитики.
То есть сегодня маркетолог в первую очередь оперирует данными и цифрами? Раньше это была, скорее, интуитивно-творческая профессия…
— Действительно в 2010 году главной задачей маркетолога было сделать классный креатив. Тогда никто не вникал, что думает и хочет потребитель. Всем казалось, что если идея и визуал нравятся его создателю и руководителю, то это точно сработает.
Сейчас маркетолог уже может вычислить, что на самом деле нужно потребителю, для этого у него есть все инструменты. И возникает новая проблема: то, что хочет руководитель, часто расходится с тем, что хочет целевая аудитория. А руководитель, как и в 2010 году, часто думает, что его мнение первостепенно.
Поэтому сейчас для маркетолога стали очень важны софт-навыки. Сегодня нужно не только произвести расчеты и придумать креатив, но объяснить, что это обоснованное решение.
На программе «Маркетинг и рыночная аналитика» учат «софтам»?
— Да, первые два года обучения посвящены развитию гибких, или мягких, навыков. Например, сейчас на предмете «Введение в специальность» первокурсники изучают искусство презентации, критическое мышление, эмоциональный интеллект. В конце семестра у нас запланированы дебаты.
Расскажите, кто преподает на программе. Есть ли среди ваших преподавателей известные практикующие специалисты?
— Да, например, наш преподаватель Ольга Болина — ИИ-маркетолог и бизнес-наставник Сколково. Хотя скорее можно говорить о сотрудничестве с компаниями, которые предоставляют своих сотрудников в качестве преподавателей. Мы сейчас сотрудничаем с коммуникационной группой АДВ, с IT-компанией Weborama, IT-компанией Naumen и другими. Заключаем соглашения с крупными организациями, которым нужны специалисты и они готовы предоставлять своих сотрудников прочитать соответствующий курс. Уже сейчас у меня 3 вакансии от Weborama, но проблема в том, что им нужны сотрудники на фулл-тайм, а у нас нагрузка достаточно большая, и даже студенты 4 курса не могут выделить столько времени на работу.
Практика проходит в этих же организациях?
— Да, но не ограничивается ими. Так как программа молодая, то мы сейчас в процессе формирования пула мест практик. На первой практике студенты проводят для организаций-партеров исследования и опросы потребителей, решают поставленные задачи удаленно. А на третьем курсе они уже идут работать непосредственно в отделы маркетинга или агентства.
Где работают выпускники, закончившие программу «Маркетинг»?
— В Сбере, Альфа-банке, Ozon и других крупных холдингах. Многие работают в небольших диджитал-агентствах, на проектах. У некоторых уже свои маленькие агентства. В принципе, нет компаний без отделов маркетинга, поэтому по большому счету наши выпускники могут развиваться в любом направлении.
Как понять, где тебе будет комфортнее работать — в агентстве или на стороне клиента?
— Наверное, на стороне агентства нужно чуть больше исполнительности, больше аналитики. А если хочется больше креатива, то лучше идти на сторону клиента.
Дело в том, что агентство больше не про стратегию, а про тактику, когда ты должен все просчитать, показать цифры, фактологию. Агентство все равно работает по накатанной, у него один набор инструментов, который оно применяет к каждой из компаний, с которой работает. Поэтому, наверное, если нравится структура и какие-то стандартные инструменты, которые используют, тогда агентство хороший вариант.
На стороне клиента ты, наоборот, должен оценить тактические инструменты, которые тебе предлагают и соотнести это со стратегией твоей компании. У тебя должно быть больше своего восприятия и понимания психологии, чтобы ты лучше понимал потребителя, находясь внутри компании. Потому что никто, кроме самой компании, не знает так хорошо кто ее потребитель.
Какие сейчас есть основные тренды в маркетинге?
— Короткие видео, инфлюенсеры, геймификация. Мне кажется, что сейчас все, кому не лень, делают игры внутри своих приложений, которые изначально под игры не заточены. И конечно, искусственный интеллект.
Кстати, об искусственном интеллекте. Что будут делать ваши выпускники, когда всю работу будут выполнять нейросети: считать, анализировать, креативить?
— Нейросети никогда не заменят маркетологов, потому что задача маркетолога — понять, что вообще происходит на рынке, чего хочет целевая аудитория. Нейросеть этого понять не может, но она может помочь тебе сделать работу, на которую ты бы убил неделю, за 3 часа, и это классно.
Студенты пока очень мало знают, как работать с нейросетями. Когда ты их спрашиваешь, что они делают с помощью нейросетей, они отвечают, что делают картинки, тексты пишут, а глубокие задачи они пока не умеют ставить. Писать запросы для нейросетей — это большое искусство. На наших глазах появляется новая дисциплина – промптоведение.
Что, на ваш взгляд, самое сложное и самое прекрасное в работе маркетолога?
— Для меня самое классное и самое сложное одновременно, — это то, что профессия маркетолога очень динамична. Ты все время должен учиться, искать новую информацию. Ты не можешь отучиться 4 года и со всеми этими знаниями пойти работать.
Например, у меня основная дисциплина «Цифровой маркетинг». Я ее читаю весной и осенью, и осенью я уже даю не ту информацию, которую даю весной, потому что постоянно все меняется.
Что касается студентов, то для многих самое страшное в работе маркетолога — это необходимость делать презентации, публично выступать. За время обучения мы эти вопросы прорабатываем.
Давайте подытожим: кому, на ваш взгляд, подойдет программа «Маркетинг и рыночная аналитика»?
— В первую очередь, ребятам, которым интересно то, что происходит у них в голове. Чтобы понять, что движет потребителем, надо понять себя. То есть интересно учиться будет тем, кому интересна психология, интересно креативить, что-то придумывать. Ну и тем, кто любит анализировать цифры и получать картинку того, что происходит, основываясь на фактах, а не просто на наблюдениях.